21 ноября 2014, 13:52

Сергей Серов: « Наш приоритет - поддержка сельского хозяйства»

Очень непростой для алтайских сельхозпроизводителей год подходит к концу. В один год – и засуха, и наводнение, и нескончаемые дожди, когда их быть не должно, в период уборочной. Точные цифры потерь и достижений АПК Алтайского края будут обнародованы чуть позже, но в общем и целом основные итоги можно подводить уже сейчас. Наш эксперт – председатель Алтайагропромсоюза, депутат АКЗС Сергей Серов.

- Сергей Николаевич, как вы оцениваете предварительные итоги работы агропромышленного комплекса края в этом году?

- Природно-климатические условия в течение всего года были очень непростыми, что не неблагоприятно отразилось на посевах сельскохозяйственных культур. В целом они составили 5,5 млн га, это на уровне прошлого года. Из них 3,7 млн га было засеяно зерновыми и зернобобовыми культурами, а это на 200 с лишним тысяч га больше, чем годом ранее. Мог бы быть неплохой урожай, но степные и центральные территории края сильно пострадали от засухи.

В ряде районов сельхозкультуры серьезно пострадали от градобоя и весеннего паводка. В невероятно тяжелых условиях проходили уборочные работы. По предварительным данным, намолочено почти 3,5 млн тонн зерна при средней урожайности 10,9 ц/га. Гречихи собрали 260 тыс. тонн, это лишь на 40 тыс. тонн меньше среднегодовых показателей предыдущих лет. Отличный урожай собрали свекловоды: 600 тыс. тонн при средней урожайности 336 ц/га.

 

Почва после сбора урожая обработана на площади более 2 млн га. Озимыми культурами засеяно 110 тыс. га, это на 16 тыс. га больше, чем в прошлом году.

Достаточно заготовлено грубых и сочных кормов для общественного животноводства - 27,1 ц на одну условную голову.

Поголовье КРС в крае сегодня насчитывает 886,7 тыс. голов, свиней – 659 тыс., овец и коз – 245 тысяч голов. За 9 месяцев года в крае произведено 1127 тыс. тонн молока, 214 тыс. тонн скота и птицы на убой, 835 млн яиц. Речь, разумеется, идет об общественном животноводстве и птицеводстве в хозяйствах всех категорий.

Надой на корову в средних и крупных сельхозорганизациях края за 9 месяцев т.г. составили в среднем 3327 кг, что выше уровня прошлого года на 389 кг – рост 13,2 %. Среднесуточный прирост молодняка крупного рогатого скота составил 473 г (110,9% к уровню прошлого года).

- В каких объемах продолжалось в 2014 году техперевооружение алтайских сельхозпредприятий, и какая господдержка им была оказана?

- В этом году сельхозтоваропроизводители края приобрели 255 тракторов, 175 зерноуборочных и 30 кормоуборочных комбайнов, много другой сельхозтехники на общую сумму 3,3 млрд рублей.

Что касается государственной поддержки села – как сельского хозяйства, так и социальной сферы, - то в этом году она весьма существенная – 5,2 млрд рублей, из которых 3,6 млрд рублей из федерального бюджета и 1,6 млрд рублей – из краевого. На сегодня получено 86 % от установленного лимита, это 4,3 млрд рублей.

Собственно господдержка сельхозпредприятий составила по данным на 18 ноября 3,8 млрд рублей. В том числе 1млрд558 млн рублей направлено на несвязанную поддержку (лимит – 1млрд577 млн руб).

Субсидии на литр реализованного молока составили 355,7 млн рублей (лимит 356,9 млн).

На погашение части банковской процентной ставки направлено 1млрд171 млн рублей (при лимите 1млрд452 млн рублей).

На поддержку племенной работы направили 136, 9 млн из 157,8 млн рублей по лимиту. На семена – 32,8 млн рублей, 100% от намеченного. Кроме того, больше 60 млн рублей сельхозпроизводители получили в рамках реализации ВЦП «Развитие мясного скотоводства», 102 млн рублей – по ВЦП «Начинающий фермер» и «Семейные фермы», 722,8 млн (при лимите 1млрд 173 млн рублей) – поступило в рамках еще одной очень важной федеральной и краевой целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

- С какой целью в Алтайском крае введен режим ЧС в конце года, уже после всех природных катаклизмов?

- Чтобы компенсировать сельхозпредприятиям ущерб, который они понесли не по своей вине, а из-за неблагоприятных погодных условий. Режим чрезвычайной ситуации на территории 59 районов и двух городов края был введён в связи с масштабом понесённого там ущерба. В сентябре, в период массовой уборки урожая, по краю выпало от 140 до 200 % от среднемноголетней месячной нормы осадков. В отдельных районах посевы пострадали от града, а в третьей декаде октября на всей территории края установился снежный покров. Такой ненастной и дождливой погоды, как в сентябре и октябре, край не знал 96 лет. В итоге аграриям был нанесён колоссальный ущерб по прямым затратам – 1,5 млрд рублей.

Введение режима ЧС позволит хозяйствам, посевы которых пострадали от непогоды, обеспечить правовую основу для пролонгации кредитов на срок до трех лет, в зависимости от вида деятельности. Пролонгация кредитов - это первоочередная мера поддержки аграриев, а общая сумма кредитов, коротких и длинных, по хозяйствам края составляет около 14 млрд рублей.

 

Кроме того, в Минсельхозе РФ решается вопрос о дополнительных мерах поддержки пострадавших аграриев. Речь идет об увеличении погектарных субсидий.

 

Чрезвычайная ситуация объявлена и в ряде других регионов страны - в Оренбургской и Ростовской областях, Республике Алтай, Татарстане и некоторых других регионах. Министром сельского хозяйства РФ Фёдоровым Н.В.отдано распоряжение оказать поддержку регионам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций.

- Сергей Николаевич, какие меры предпринимаются в крае для обеспечения финансовой устойчивости товаропроизводителей, повышения доходности и конкурентоспособности сельскохозяйственного производства?

 

- Мы выработали и направили в правительственную рабочую комиссию по АПК ряд предложений. Мы считаем, что должны быть пересмотрены в сторону увеличения объёмы финансовой поддержки сельского хозяйства и социального развития сельских поселений, утверждённые в государственной программе «Развитие сельского хозяйства до 2020 года». Необходимо также увеличить объем несвязанной поддержки в области растениеводства, продолжить совершенствование распределения погектарных субсидий на основе дифференцированного подхода с целью выравнивания условий и доходности производства сельскохозяйственной продукции в регионах России. Также мы считаем, что необходимо рассмотреть возможность применения в молочном скотоводстве несвязанной поддержки в форме предоставления субсидий из расчета на одну голову основного стада (коров) с использованием дифференцированного подхода, учитывающего разницу в продолжительности зимнего стойлового периода и экономических условиях производства продукции скотоводства в регионах Российской Федерации. Кроме того, целесообразно, по нашим расчетам, увеличить лимиты субсидий из федерального бюджета на компенсацию части банковской процентной ставки в соответствии с потребностями сельхозтоваропроизводителей, ускорить принятие решения по вопросу субсидирования кредитов, привлеченных в 2013 году на инвестиционные цели. Нужно рассмотреть вопрос о пролонгации кредитных договоров (до 3 лет по краткосрочным договорам, до 10 лет – по среднесрочным и долгосрочным) с сохранением государственной поддержки на их обслуживание. Мы считаем, что также требует усовершенствования нормативно-правовая база сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой. Мы считаем, что необходимо создать государственную структуру по агрострахованию с государственной поддержкой.

Еще одно очень важное предложение – при проведении государственных закупочных интервенций учитывать, при определении предельных уровней минимальных цен на зерно, не только уровень средней цены реализации зерна, складывающийся на рынке, но и затраты сельхозпроизводителей, осуществляющих деятельность в различных природно-климатических условиях.

 

- Какие законы в сфере АПК, на ваш взгляд, следует принять, не откладывая дела в долгий ящик, с тем чтобы эта стратегичски важная отрасль развивалась более активно и эффективно?

- Необходимо, считаю, ускорить принятие ряда очень значимых федеральных законов - «Об особо значимых аграрных субъектах Российской Федерации», «О ценовой политике на продовольственном рынке», «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» - в части поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих деятельность в неблагоприятных для ведения сельского хозяйства регионах, то есть по природно-климатическим условиям. Необходимо постановление Правительства РФ «Об утверждении порядка и критериев отнесения территорий к неблагоприятным для ведения сельского хозяйства регионам» с учетом замечаний и предложений. Государственная поддержка регионов с неблагоприятными условиями для ведения сельского хозяйства должна быть направлена на выравнивание природно-климатических и социально-экономических условий сельскохозяйственного производства в регионах РФ. Кроме того, для развития пчеловодства необходимо принять соответствующий федеральный закон «О пчеловодстве». На федеральном уровне мы ждем принятия нормативно-правовых документов по развитию системы земельно-ипотечного кредитования.

 

Одной из самых актуальных и острых на сегодня проблем является проблема повышения финансовой устойчивости аграрных предприятий. Ее решение требует консолидации мер государственной поддержки - как на федеральном, так и краевом уровне.

 

0






Обсудим:

Имя:*

E-Mail:




Введите код: *
Комментарии:
Альфа банк кредитная карта